Топ за месяц!🔥
Рулиб » Книги » Разная литература » Певец Волги Д. В. Садовников - Дмитрий Николаевич Садовников 📕 - Книга онлайн бесплатно

Книга Певец Волги Д. В. Садовников - Дмитрий Николаевич Садовников

72
0
На нашем литературном портале можно бесплатно читать книгу Певец Волги Д. В. Садовников - Дмитрий Николаевич Садовников полная версия. Жанр: Книги / Разная литература. Онлайн библиотека дает возможность прочитать весь текст произведения на мобильном телефоне или десктопе даже без регистрации и СМС подтверждения на нашем сайте онлайн книг rulib.org.
Книга «Певец Волги Д. В. Садовников - Дмитрий Николаевич Садовников» написанная автором - Дмитрий Николаевич Садовников вы можете читать онлайн, бесплатно и без регистрации на rulib.org. Жанр книги «Певец Волги Д. В. Садовников - Дмитрий Николаевич Садовников» - "Книги / Разная литература" является наиболее популярным жанром для современного читателя, а книга "Певец Волги Д. В. Садовников" от автора Дмитрий Николаевич Садовников занимает почетное место среди всей коллекции произведений в категории "Разная литература".

Внимание! Книга может содержать контент только для совершеннолетних. Для несовершеннолетних просмотр данного контента СТРОГО ЗАПРЕЩЕН! Если в книге присутствует наличие пропаганды ЛГБТ и другого, запрещенного контента - просьба написать на почту [email protected] для удаления материала

отсутствует

Шрифт:

-
+

Интервал:

-
+

Закладка:

Сделать
1 2 ... 56
Перейти на страницу:

Певец Волги Д. Н. Садовников

ИЗБРАННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ И ЗАПИСИ

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ

Литературное наследство Дмитрия Николаевича Садовникова разбросано по многочисленным журналам и газетам. Поэт умер, не успев издать книги своих стихов. После его смерти вышло два издания его стихотворений: «На старой Волге», Симбирск, 1906 г., и «Песни Волги», СПб, 1913 г., изд. Терновского. Первая книга заключает в себе цикл стихов, посвященных Волге и Степану Разину, во второй собрано почти все стихотворное творчество Садовникова, как самостоятельное, так и его переводы из иностранных поэтов; однако и это издание не является исчерпывающим. При сличении текстов изданий 1906 и 1913 гг. друг с другом и с прижизненными публикациями мы обнаружили большое количество разночтений, весьма существенных (опущение целых строф, наличие новых, замена слов и отдельных выражений, произвольная пунктуация), допущенных в издании 1906 г. и никак в нем не оговоренных. Остается неизвестным, какими материалами располагали составители данной книги. Тексты издания 1913 г., наоборот, совладают с первыми публикациями, вышедшими при жизни поэта.

Не располагая возможностью проверить издание 1906 г. по автографам Д. Н. Садовникова (нам, к сожалению, не удалось ознакомиться с его архивом), мы считаем прижизненные публикации более надежным источником и кладем их в основу текстов в выпускаемом нами сборнике. В тех случаях, когда нам не удалось разыскать первых публикаций, мы печатаем текст по изданию Терновского, в котором выдержан тот же принцип. По своей тематике раздел стихов в нашем сборнике совпадает с изданием 1906 г. Мы помещаем в нем тот же цикл стихов, — Степан Разин и Волга, — изменив лишь несколько их последовательность.

Цель нашего сборника — познакомить широкий круг читателей с самобытным творчеством незаслуженно преданного забвению поэта.

«Не зная хотя бы одной из песен Садовникова о Стеньке Разине, нельзя составить и сколько-нибудь близкого к действительности понятия о силе и самобытности его поэтического таланта», — писал поэт Ап. Коринфский.[1]

Садовников обнаруживает в своем творчестве глубочайшую связь с народом и не только теоретическое и книжное, но живое и непосредственное знакомство с народной жизнью и народным творчеством, наблюдая это последнее в обстановке его бытования.

Помещая в одном сборнике литературное творчество поэта и записанные им произведения устной народной поэзии, свидетельствующие об его научных и поэтических интересах, мы раскрываем этим одну из ярких и своеобразных страниц тесного взаимоотношения литературы и фольклора.

На примере Садовникова мы видим, как много может получить поэт, прильнувший к живому, неиссякаемому источнику народной поэзии, как мужает и крепнет его талант, как освежает он этим соприкосновением с народным творчеством свой поэтический язык и творчески его обогащает.

Образцы устного народного творчества в записях поэта в свою очередь показывают, как много может получить и наука о фольклоре, когда собирателями его являются не только ученые-фольклористы и этнографы, но и поэты, сильном глубоко воспринимающие жизнь, тонко чувствующие и понимающие художественную форму.

Считаю необходимым принести благодарность акад. Ю. М. Соколову и и. о. доцента В. И. Чичерову за ценные советы и указания, данные мне в процессе моей работы над сборником, а также внучке поэта М. М. Вологиной за предоставленный ею портрет Д. Н. Садовникова, публикуемый впервые.

В. КРУПЯНСКАЯ

ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ САДОВНИКОВ

(1847–1883)

«Первая моя встреча с ней (Волгой. — В. К.) вызвала с моей стороны немое обожание к чему-то великому и живому. Полное сближение не замедлило последовать. Каждый временный разрыв болезненно отзывался на моем сердце и — помню — я ждал свидания с каким-то приятным трепетом. — Одним словом, Волга была, если хотите, моей первой любовью; первое представление о прекрасном неразрывно связано с ней».[2]

* * *

Так писал Д. Н. Садовников после одной из своих поездок в Поволжье, где он родился и вырос. Это признание чрезвычайно характерно для автора одной из популярнейших в народе песен «Из-за острова на стрежень».

Поволжье, его прошлое и природа, жизнь народа, его чаяния и в особенности те стороны народного духа и истории, которые отразились в народном творчестве, — вот что всю жизнь глубоко волновало поэта, вот что определило направление его научных интересов и дало мощный импульс к развитию его поэтического таланта. «Сердце поэта всегда ищет таких мыслей, с которыми бы могло нераздельно слиться, и все его тревоги, вся неудовлетворенность — часто от невозможности такого слития…»[3] «Только „живая любовь“ дает содержание и жизнь поэзии, а не холодная филантропия пера»,[4] — так писал Садовников о поэзии Некрасова. Эти слова характеризуют также и его собственное творчество. Содержание его поэзии бережно выношено поэтом. Сила и действенность поэтического таланта Садовникова заключаются именно в том, что поэт не механически черпает из сокровищницы народного творчества, а вживается в самый дух воспринятых образов. Воскрешенные из мрака прошлого образы «вольных людей» Поволжье облечены им в плоть и кровь, согреты подлинной, горячей любовью, и это делает его произведения сильными и яркими.

Кто песню вольную заслышит,

Кто от души ее споет, —

Любое сердце расколышет,

Любые цепи разобьет…

* * *

Дмитрий Николаевич Садовников родился 25 апреля (ст. стиля) 1847 г. в Симбирске (ныне Ульяновск) в небогатой дворянском семье. Отец его, Николай Александрович, получил образование в Педагогическом институте при Петербургском университете и был человеком хорошо образованным. Мать Д. Н. — Татьяна Ивановна (урожд. Полянская), умерла, когда мальчику исполнилось 3 года. По словам людей, знавших ее, это была очень развитая женщина, много читавшая и даже писавшая недурные стихи.

Первые годы детства Д. Н. Садовников провел у своей тетки Юлии Ивановны Полянской. Семилетним ребенком отец взял его с собой в деревню, где жил в то время домашним учителем в семье помещика Дроздовского. Д. Н. рос болезненным, впечатлительным ребенком, обнаруживавшим раннее развитие, — пяти лет он уже читал, восьми сочинял стихи. Излюбленным чтением его в детстве была естественно-научная литература и описание путешествий. Литературные способности в нем пробудились рано. Девяти лет он преподнес отцу объемистую рукопись «Жаркие страны», а года через четыре — целую тетрадь о «Космосе для детей». Своему отцу Д. Н. обязан страстной любовью к литературе и основательным знанием нескольких иностранных языков (впоследствии он свободно читал по-французски, итальянски и английски, менее свободно — по-немецки).

В 1860 г. отец Садовникова умер, и тринадцатилетний мальчик остался всецело на попечении беззаветно его любившей тетки Ю. И. Полянской. Вскоре он поступил в 4-й класс симбирской классической гимназии. Учился Д. Н. прекрасно по всем предметам, кроме математики, которая ему не давалась и которую он не любил за ее сухость и,

1 2 ... 56
Перейти на страницу:

Внимание!

Сайт сохраняет куки вашего браузера. Вы сможете в любой момент сделать закладку и продолжить прочтение книги «Певец Волги Д. В. Садовников - Дмитрий Николаевич Садовников», после закрытия браузера.

Комментарии и отзывы (0) к книге "Певец Волги Д. В. Садовников - Дмитрий Николаевич Садовников"