Топ за месяц!🔥
Рулиб » Книги » Историческая проза » Битва при Молодях - Денис Леонидович Коваленко 📕 - Книга онлайн бесплатно

Книга Битва при Молодях - Денис Леонидович Коваленко

34
0
На нашем литературном портале можно бесплатно читать книгу Битва при Молодях - Денис Леонидович Коваленко полная версия. Жанр: Историческая проза / Военные / Классика. Онлайн библиотека дает возможность прочитать весь текст произведения на мобильном телефоне или десктопе даже без регистрации и СМС подтверждения на нашем сайте онлайн книг rulib.org.

Шрифт:

-
+

Интервал:

-
+

Закладка:

Сделать
1 2 3 4 5 6 7
Перейти на страницу:
Конец ознакомительного отрывкаКупить книгу

Ознакомительная версия. Доступно 2 страниц из 7

той же дорогой, что шел на Москву, теперь бежал в Бахчисарай, столицу своего крымского ханства — бежал в сраме и уныние.

Только утром Воротынский узнал о бегстве крымского царя. С ходу разгромив оставленное ханом для прикрытия своего отхода войско, до самой Оки русские гнали татар — мало кто спасся. Отбив и обоз с артиллерией, русские остановились — преследовать татар не было сил, да и татары бежали налегке, без полона и добычи.

Захватив ханский лагерь и богатую добычу, бояре и воеводы, князь Михайло Иванович Воротынской со товарищами пошли назад по старому месту в Серпухов, в Торусу, в Калугу, на Коломну, где стояли до государева приходу.

В тот же день гонцы принесли весть о победе в Москву «и бысть на Москве и по всем градом радость неизреченная, молебная пения з звоном. И с радостию друг со другом ликующе».

До Новгорода же весть о победе дошла 6 августа. Гонцы, князь Ногтев и Давыдов, передали царю грамоту от Воротынского и его товарищей о великой победе над Крымским ханом, и положили к царевым ногам ханские два саадака, два лука и две сабли.

До полуночи по всему Новгороду звонили колокола и шли благодарственные молебны.

17 августа царь Иоанн IV покинул Новгород и отбыл в Москву. 30-го же августа в Москву из Новгорода была отправлена и государственная казна.

Радовалась Россия, славила по всем церквям и монастырям Господа. Увидели русские люди, что крепка их вера, и сильна их молитва. Что угодно Господу видеть славу Православия, и угоден Ему «первенец» Его — помазанник — Государь царь и великий князь Иоанн IV Васильевич всея Руси.

В этом же году, в осень, пошел царь Иоанн походом на шведов и, с Божьей помощью, взял тем походом город Пайду.

О крымском же ханстве вовсе забыла Россия, точно и не было его. Нагайское ханство попросило дружбы Москвы, казанцы и астраханцы окончательно признали Москву своей повелительницей. И наступил на востоке мир. Четыре татарские сабли20 больше не угрожали России.

Правда, Девлет-Гирей еще в конце августа, прибежав в Бахчисарай, прислал «брату Ивану» письмо, где уверял, что шел он в Москву не воевать, а переговорить с русским царем о передаче ему обещанного ему весной Астраханского ханства: «Хотенье мое было: с тобою на въстрече став, слова не оставив, переговорити… И ныне по прежнему нашему слову, меж нами добро и дружба быв, Казань и Асторохань дашь, — другу твоему друг буду, а недругу твоему недруг буду; от детей и до внучат межь нами в любви, быв ротý и шерть21 учинив, нам поверишь». А то что под Молоди случилась битва, так в том, — писал крымский хан, — виноват сам русский царь, что не пожелал личной встречи, а послал на «своего брата» войска с воеводой Воротынским.

И если де царь Иван, не отдаст Казани и Астрахани, он, Девлет-Гирей, вместе с Польшей нападет на Россию. Не знал, наверно, крымский хан, что не до России было тогда Польше, умер ее король Сигизмунд II, и делили польские магнаты власть.

Труден был 1572 год для молодого Русского царства и первого Русского царя. Но угодно было Богу сохранить и преумножить землю русскую — землю православную. Пал Рим, пала Византия, одна Москва сохранила чистоту Церкви Божией. Третьим Римом стала Москва — и четвертому не бывать! И как подтверждением тому стала битва возле славного города Серпухов, у деревни Молоди, недалеко от храма Воскресения Господнего, 2 августа 1572 года от рождества Христова.

Примечания

1

Таковы пути всякого, кто алчет чужого добра: оно отнимает жизнь

у завладевшего им (Книга Притчей Соломоновых глава 1, стих 19 по синодальному переводу).

2

Магометане — исповедующие ислам

3

Сажень равна 2,16 метра

4

Фут равен 30,48 см

5

Стреле́цы — выборные служилые люди «по прибору» (по набору) в конце XV — начале XVIII веков, служивший в государственном стрелецком войске и вооружённый «огненным боем», обычно пехотинец, реже — ездящая пехота. Пища́льники — пехота Русского государства конца XV — первой половины XVI веков, вооружённая ручным огнестрельным оружием — пищалями.

6

Перелаз (брод) — неглубокое место реки, которое можно перейти пешим или конным

7

Чеснок (оружие) — кованый, гнутый или штампованный четырехконечный шип. Применялся как оборонительное заграждение от конницы.

8

Двор — изгородь

9

Перевоз — постоянное место переправы через реку на плоту, пароме, лодках.

10

Посошный человек — необученный военному делу крестьянин, набранный с «сохи» для ведения строительных работ.

11

Небольшой конный отряд высылаемый для разведки.

12

Юскюф — войлочный колпака с висящим сзади куском материи, напоминающим по форме рукав султанского халата или парадную шапку запорожского казака.

13

Монастырские слуги — группа людей, состоявшая из обедневших крестьян, слобожан, инвалидов войны и т. д. В XVII в. монастырские слуги обычно заключали с монастырем устный договор или письменную порядную запись.

14

Сыроядцы — так называли славяне татар, употреблявших в пищу сырое мясо и кровь.

15

Саадак — так называли или украшенный чехол для лука (налучие),

или весь набор вооружения конного воина, состоявший из лука с налучием и колчана со стрелами.

16

Гуляй-город — передвижное полевое укрепление из прочных телег,

оснащённых толстыми деревянными щитами с бойницами. Щиты обеспечивали защиту от лёгкого стрелкового оружия, а вся конструкция помогала отразить конную атаку противника. «Если бы у русских не было гуляй-города, то крымский царь побил бы нас, взял бы в плен и связанными увёл бы всех в Крым, а Русская земля была бы его землей» — так написал в своих «Записках о Московии» Генрих Штаден, немец, опричник царя Иоанна Грозного.

17

Травитися — мелкими стычками вызывать на бой, перестреливаться

18

Дети (сыны) боярские — сословие. В XVI–XVII веках дети боярские вместе с дворянами входили в число «служилых людей по отечеству» и несли обязательную службу, за которую получали поместья, и составляли

Ознакомительная версия. Доступно 2 страниц из 7

1 2 3 4 5 6 7
Перейти на страницу:

Внимание!

Сайт сохраняет куки вашего браузера. Вы сможете в любой момент сделать закладку и продолжить прочтение книги «Битва при Молодях - Денис Леонидович Коваленко», после закрытия браузера.

Комментарии и отзывы (0) к книге "Битва при Молодях - Денис Леонидович Коваленко"